Виталий Юрьич сейчас в пресс-туре, колесит по краю вместе с другими журналистами - то на машинах, то на автобусах, то на поездах, то на самолётах, и сегодня они проездом, простите за тавтологию, проезжали Красноярск. Ему надарили всяких подарков, поэтому мне нужно было подойти к жд-вокзалу и забрать у него сумку со всеми этими подарками (там было много сыра, и сыр бы в дороге пропал).
Собственно, буквально пять минут назад я вернулась домой. На часах половина второго ночи.
К чему я всё это?
Да вот к чему.
Потенциально триггерная тема.Выходить из дома в ночное время - то ещё опасное удовольствие. У меня, по сути, было три варианта того, как добраться до вокзала: 1) попросить знакомых подвезти меня на машине (вы будете смеяться, но у меня практически нет знакомых с машинами), 2) вызвать такси, 3) пойти пешком.
Каждый из этих вариантов потенциально опасен.
Я говорю об этом потому, что, если бы со мной что-то случилось, общество всегда нашло бы за что меня осудить - и это большая проблема. Эта проблема, которую принято именовать "самадуравиновата": каждый чёртов раз, когда с какой-нибудь девушкой происходит что-то ужасное, в этом ужасном обвиняют её и только её. Не с теми общалась, не там шла, не в ту одежду была одета. Никого не волнует, что вообще-то насиловать и убивать - преступление, потому что обсуждать длину юбки, степень накрашенности и продуманность маршрута куда веселее и интересное. Максимум, чего здесь можно добиться, это "Нет, ну насильник, конечно, мудак, НО - надо же было смотреть, где идёшь/была бы в джинсах, ничего не случилось бы/и так далее". И каждый раз, когда в подобной дискуссии появляется кто-то, кто говорит, что, вообще-то, одежда, макияж, маршрут и всё остальное - ни на что не влияют, потому что выбор делает нападающий, а не жертва, и этому нападающему могут показаться дохуя эротичными ваши джинсы с завышенной талией и пучок на затылке, и вообще зачастую насилие - оно совсем не про секс, а про власть и агрессию, про желание самоутвердиться за свой счёт, так вот, каждый раз, когда в подобной дискусии появляется кто-то, кто говорит все эти верные вещи, ему отвечают: НУ И ХОДИ ПО СТРОЙКЕ НА ШПИЛЬКАХ И В МИНИ-ЮБКЕ ПОСМОТРИМ КАК ТЕБЯ НЕ ИЗНАСИЛУЮТ КОКОКО.
Никто не говорит при этом, что "техника безопасности" - это плохо. Да, не стоит лезть в клетку ко львам, и, если уж мужские особи на улицах таковы, что удержать член в штанах для них так же сложно, как голодному льву не наброситься на раненую газель, то, что уж поделать, нужно одеваться максимально убегабельно, держать в кулаке ключи, не садиться с незнакомцами в лифт, обходить припаркованные машины за километр и, самое главное, понимать, что это - а) не панацея, б) полнейший пиздец и неправильно. Неправильно не потому, что лень и неохота, а потому, что нормальной и правильной должна быть ситуация, когда НЕ насилуют, а не когда НЕ ходят по тёмным улицам.
Я сейчас объясню на примере.
Вернёмся к моим трём вариантам. Теперь, когда я уже сижу дома, заперев дверь на два замка сразу, я могу спокойно признать, что любой из трёх моих вариантов был потенциально опасен и в любом из этих вариантов, по мнению многих, я была бы "самавиновата". По статистике, большинство изнасилований совершается знакомыми жертвы - это друзья, соседи, коллеги, родственники мужья и бойфренды, так что любой мой водящий машину знакомый мог бы - сухая статистика! - обернуться против меня. Про таксиста и прелести тридцатиминутного одинокого пешего забега по темноте и пояснять не надо, я думаю. И "самадуравиновата" здесь звучала бы так:
1) "Сама виновата, нечего было к кому попало в машину садиться, подумаешь, два года знакомы, это ещё не показатель, и вообще, неужели за два года нельзя было догадаться, что человек - мудак?"
2) "Сама виновата, кто посреди ночи с таксистами катается, там извращенцы одни, надо было в такси подороже машину вызвать/с подругой поехать/всю дорогу по телефону с кем-нибудь разговаривать/с водителем не флиртовать/пояс верности нацепить"
3) "Сама виновата, нехрен шляться по сомнительным неосвещённым местам" и так далее.
Другими словами, на каждый вариант - своя "сама виновата". И ещё, на каждый вариант - миллион пунктов "техники безопасности", до которых все будут докапываться, разбирая буквально по буковкам. Ну, то самое - надо было вызвать машину в такси подороже, и всю дорогу с кем-нибудь разговаривать, и с водителем не флиртовать, и одеться скромнее. Общество очень придирчиво сверяет выполнение всех этих пунктов, это видно по, например, комментированию новостей про изнасилование: там как-то по умолчанию считаются, что девушка была одета развратно, флиртовала с водителем, никому не сообщила, куда и на какой машине едет, и вообще взяла машину с бордюра, а внутри сидел какой-то сброд, короче, сама виновата.
Если же каким-то чудом все названные пункты оказываются выполненными, тут же находятся миллионы новых пунктов. Не так смотрела, значит. Не так сидела. Спровоцировала. И вообще, нефиг по ночам из дома выходить.
Картина в конечном итоге получается прелюбопытная.
Посреди ночи тебе нужно добраться из пункта А в пункт Б - и у тебя есть несколько вариантов, как именно, но ни один из этих вариантов не гарантирует ни безопасности, ни общественного одобрения в случае чего. С одной стороны, конечно, нахуй это общественное одобрение, а с другой - именно из-за "самавиновата" многие жертвы насилия гнобят себя, боятся идти в милицию и так далее. Случись что, в глазах подавляющего большинства ты будешь всё равно виновата - и каждый сочтёт своим долгом указать тебе на "надо было сделать это и то". Но на самом деле никакое "это и то" не имеет значения: время вспять не повернёшь, а, если стряхнуть всю "надо было сделать это и то" шелуху, то станет понятно: чтобы с тобой ничего не случилось, нужно сидеть в бункере и никого, никого к себе не пускать.
И это, конечно, было бы здорово, но, увы, невозможно.
Я просто шла по улице, в одной рукой сумка, в другой - ключи, зажатые в кулаке, чтобы если что - ударить и тут же бежать, и мне было страшно. Страшно не только потому, что из любой подворотни могли вырулить подвыпившие "красавчики", но и потому что "сучка не захочет, кобель не вскочит" - реальная установка большинства моих соотечественников, которую они применяли бы в любом случае, неважно, шла бы речь о поездке со знакомом, поездке на такси или походе пешком, если бы они закончились как-то не так. И мне дико, что я, взрослая самостоятельная дееспособная женщина, буду виновата просто потому, что мне понадобилось выйти из дома и просто потому, что у меня между ног - то, что у меня между ног.
Я понимаю, что виновата я буду в глазах многих, но не всех, и есть ещё на свете адекватные люди. Но есть много людей, адекватных во всём остальном, а в случаях с изнасилованием внезапно орущих про короткую юбку и "спровоцировала", и есть ещё много других людй - которым чужое давление способно не просто испортить жизнь, а вовсе её сломать. Именно поэтому тенденция обвинять жертву - губительна и отвратительна: жертва, по сути, не может ничего изменить, даже если одна женщина отобьётся зажатыми в кулаке ключами, то пострадать может другая, та, что - условно - пойдёт по этой дороге/на это свидание после неё, а заправляет ситуацией именно агрессор - это он решает напасть на кого-то.
Казалось бы, куда очевиднее?